26 ноября 2014 года в Воронеже состоялась Конференция кафедры акушерства и гинекологии Воронежской государственной медицинской академии

Важнейшими вопросами для обсуждения на конференции стали темы профилактики рака шейки матки и гиперпластического синдрома женской репродуктивной системы. Об этих заболеваниях и современных методах их лечения рассказывали член-корреспондент РАН профессор Лев Андреевич Ашрафян и член-корреспондент РАН профессор Всеволод Иванович Киселев.

Гиперпластический синдром лежит в основе целого ряда заболеваний женской репродуктивной системы. Это миома матки, генитальный эндометриоз, гиперплазия эндометрия, доброкачественные заболевания молочных желез, доброкачественные опухоли и стромальные гиперплазии яичника. Врачи-гинекологи знают, что эти патологии плохо поддаются лечению из-за частых рецидивов. Всеволод Иванович Киселев объяснил механизмы развития гиперпластического синдрома, на которые нужно воздействовать для успешного лечения.

Традиционная гормональная терапия не способна полностью остановить процесс и не приводит к результату в 50% случаев. Более того, при повторном применении препарата его эффективность снижается еще больше.

«Мультифакторные заболевания нуждаются в мультитаргетной терапии», — убежден профессор Киселев. Поэтому для лечения гиперпластических синдромов он рекомендует назначать комплекс из Индинол и Эпигаллат — в таком сочетании это универсальный корректор пролиферативных процессов женской репродуктивной системы. Эта терапия позволяет подавить все механизмы развития гиперплазии — клеточную пролиферацию, вызванную гормональным дисбалансом, восстановить апоптоз, подавить воспаление и улучшить иммунный ответ естественной противоопухолевой защиты.

Всеволод Иванович привел данные, доказывающие эффективность терапии. Так, согласно результатам иммуногистохимического исследования после применения Индинол и Эпигаллат в течение трех месяцев в очагах аденомиоза и узлах миомы обнаруживается 2–6-кратное повышение уровня апоптоза, снижение пролиферативной, инвазивной клеточных активностей и неаногенеза.

Другая важная тема, которая также связана с пролиферативными процессами, — проблема лечения предраковых патологий шейки матки, обусловленных ВПЧ 16-го и 18-го типов. Дело в том, что для полного жизненного цикла, способного вызвать канцерогенез, ВПЧ-инфекции требуются активная пролиферация и дифференцировка эпителиальных клеток. Процесс метаплазии эпителия создает прекрасные условия для распространения ВПЧ. Об этих механизмах и способах их подавления рассказал профессор Ашрафян в своем докладе «Цервикальные заболевания с позиции онколога».

Статистика показывает, что примерно в 50% случаев женщина, у которой нет никаких клинических проявлений, сдав цервикальную пробу на ПЦР, получает результат — вирус папилломы человека довольно часто высокого онкогенного риска. При этом клинически женщина здорова. Но биохимические процессы канцерогенеза могут быть уже активированы.

Онкогенные типы ВПЧ наиболее часто выявляются у молодых женщин, однако риск реинфекции сохраняется на протяжении всей жизни женщины. При этом в юном возрасте ВПЧ наиболее опасен, потому что у вируса достаточно времени на «подготовку» организма к раку.

Особенности состояния шейки матки у подростков создают все необходимые условия для внедрения инфекции: высокая частота эктопий, легкая уязвимость и травматичность однорядного цилиндрического эпителия, активация процессов плоскоклеточной метаплазии в период полового созревания.

Также профессор привел результаты исследования, в котором приняли участие 10 090 сексуально активных девочек-подростков в возрасте 12–18 лет, в котором были получены следующие данные:

  • интраэпителиальные поражения низкой степени (LSIL) обнаружены у 5,7%;
  • интраэпителиальные поражения высокой степени (НSIL) — у 0,7%;
  • самой юной девочке в группе с НSIL-типом мазка было 12 лет;
  • частота CIN2 и CIN3 у подростков c аномальной цитологией существенно не отличается от взрослых женщин.

Поэтому профессор Ашрафян говорил о том, что тактика лечения дисплазий, вызванных ВПЧ, — это принципиально важная задача. Ведь правильно подобранная терапия, способная остановить развитие канцерогенеза, может уберечь молодых девушек и женщин от развития рака шейки матки.

Традиционная схема лечения включает обязательное хирургическое вмешательство. Однако эта тактика неоптимальна по нескольким причинам. Во-первых, у молодых женщин конизация шейки матки может привести к бесплодию, невынашиванию беременности или преждевременным родам. А во-вторых, статистика показывает, что зачастую во время операции удаляется не весь патологический участок и в 8–9% развивается рак культи шейки матки.

Профессор подчеркивает важность ранней терапии заболевания, назначение препаратов, способных остановить канцерогенез. Эту функцию эффективно выполняет препарат Промисан, который инициирует апоптоз у измененных клеток и способствует обновлению здоровой клеточной популяции. Препарат блокирует синтез белка Е7, способствующего распространению вируса.

Говоря о Промисане, важно подчеркнуть многопрофильность его действия:

  • блокирует патологическую пролиферацию;
  • активирует апоптоз опухолевых клеток;
  • способствует удалению ВПЧ из организма;
  • вызывает обратное развитие дисплазии;
  • предотвращает повторное развитие заболевания после хирургического вмешательства.

Таким образом, Промисан можно рассматривать в качестве эффективного фармакологического средства регуляции и восстановления эпигенетических нарушений, которые могут привести к образованию злокачественной опухоли. Он способен предотвратить или снять «выключение» генов, ответственных за противоопухолевую защиту в клетках эпителия цервикального канала. Поэтому профессор Ашрафян рекомендует назначать Промисан для лечения дисплазии и профилактики развития рака пациенткам с CIN, обусловленной ВПЧ 16-го и 18-го типов, курсом по 2 капсулы 3 раза в день на протяжении 6 месяцев. Клинические испытания доказывают его эффективность. Так, спустя год после комплексной? и комбинированной терапии (в том числе хирургического лечения при наличии показании? к операции) с применением ПромисанА® ни в одном случае не наблюдалось рецидивирования патологического процесса шейки матки у пациенток с CIN1, CIN2 и CIN 3, что подтверждает высокую клиническую эффективность предложенной тактики терапии.